svonb (svonb) wrote,
svonb
svonb

Categories:

Почему террористы копируют эстетику компьютерных игр?



Террорист в Крайстчерче инсценировал массовую бойню из компьютерных игр. То, что шокирует родителей, дети воспринимают иначе.

https://www.morgenpost.de/kolumne/netzentdecker/article216714111/Digitaler-Terrorismus.html

За ужином я осторожно подвинул газету в сторону тарелки с глазуньей, над которой склонился наш сын. "Ты в курсе, что случилось в Новой Зеландии?", - спросил я. "Да, какой-то сумасшедший", - ответил ребенок, "выглядит, как Call of Duty". Как что? "Компьютерная игра", - пояснил 13-летний. Откуда ему известны внешние детали теракта? Видео размещено в одной из WhatsApp-групп, он взглянул, как и большинство его приятелей, но этот опус был потом удален.

Примечательно, как по-разному воспринимают террор представители различных возрастов. Я вырос на терактах RAF - целенаправленных убийств влиятельных людей без особых инсценировок. Видео из Крайстчерча я смотреть не захотел. Правда, с идеологической точки зрения этот теракт укладывается в ряд преступлений с расистской мотивировкой, как в Оклахоме, Норвегии или Шарлоттенвилле, но его новизна в том, что он включает в себя элементы компьютерных игр, цифровых кодов и мифологический хлам, который мы, родители, едва можем расшифровать.

То, что для нас выглядит как психическое помешательство, прекрасно укладывается в культуру наших детей, в первую очередь сыновей, растущих в этом гибридном мире уживающихся вместе фейков и фактов, телефонных розыгрышей и серьезных вещей, жестокой иронии, умышленной путаницы и хладнокровного насилия.

То, что 200 человек наблюдали бойню в Крайстчерче онлайн, но бездеятельно, иллюстрирует всю меру потери реальности частью цифрового мира. То, что фейсбук не смог отследить и остановить эту трансляцию, демонстрирует границы как искусственного, так и человеческого разума. Потому что есть "сумеречная зона" между серьезностью и развлечением, в которой, например, происходит действие Call of Duty, военной игры, где мужчины должны оружием прокладывать себе дорогу.

Нашлемную камеру и винтовку в руке многие мальчики и девочки знают по "лазертагам" в дни рождения, телевизионной охоте на Усаму бен Ладена, из грубых видеокомедий или популярных игр. Те, кому еще не разрешают играть, смотрят за чужими участниками азартных игр; для наших детей, еще не доросших до начальной школы, это "давай сыграем" также популярно, как и футбол. Киберспорт стал глобальным бизнесом с оборотом, приносящим миллиарды, что уже открыли для себя такие клубы бундеслиги, как "Шальке", "Лейпциг" или "Герта". Состязания раскупаются быстрее, чем концерты "Стоунз", призовые фонды исчисляются миллионами.

"Call of Duty" уже ряд лет находится в топе успешнейших шутеров от первого лица в мире. Эксперты восхваляют его аутентичную атмосферу; звуки, издаваемые оружием, частично воспроизводятся оригинальными экземплярами времен Второй Мировой войны.

Почему террористы копируют эстетику компьютерных игр? Возможно, чтобы рекрутировать последователей среди все более агрессивной, нетерпимой, циничной среде геймеров, предполагает сетевой гуру Саша Лобо. Но что, если, к этому толкает "изолированность", чувство, которое можно осознать и на выставке технологий SXSW как самую насущную проблему цифрового мира? Одиночно, вопреки всем лайкам и френдам, похоже, распространяется, толкая обладателей неустойчивых характеров в депрессию или на сумасбродный путь одинокого мстителя. Убийца из Крайстчерча назвал себя наследником крестоносцев, идущим в Валхаллу, место душевного устремления викингов, Вагнера, сумасшедшего Макса и, разумеется, компьютерных игр вроде Tomb Raider.

Резня в Новой Зеландии показывает, что цифровой мир родил цифровую форму терроризма, с преступниками, вступающими в глобальное соревнование по числу жертв и внимания к себе, распространяющими теории заговора, страшащимися якобы приближающегося конца света и желающего мести по любым поводом, в чем они, кстати, пугающе схожи с террористами-исламистами.

Было бы легкомысленно выражать свой траур по поводу массового убийства в виде обыденных формулировок вроде "уму непостижимо". Верно другое: мотивы и образ действий легко осознаваемы; чего еще не хватает, так это стратегии встречных действий.
Tags: информационно-психологическая война, культурная война, переводы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments