Число погибших велосипедистов в Германии выросло на 15 процентов



https://www.morgenpost.de/vermischtes/article216806367/Zahl-der-Fahrrad-Toten-in-Deutschland-steigt-um-15-Prozent.html

Берлин. Езда на велосипеде в Германии становится все опаснее. В 2018 году на улицах погибли не менее 455 велосипедистов, среди которых 89 управляли педально-электрическими велосипедами (пед-элекс). По сравнению с 2017 годом прирост на 17%, для пед-элексов вообще на 27%. Таковы предварительные данные федерального статистического управления.

Этим всплеском мы обязаны не только затянувшемуся лету 2018 года. Все большему количеству велосипедистов приходится бороться с легковушками и грузовиками за место под солнцем в тесном пространстве городов. В 2018 году в Германии было продано 4,2 млн велосипедов, второй результат в этом десятилетии. Каждый четвертый велосипед с электротягой. Этим летом в их ряды должны влиться электросамокаты, что по мнению экспертов обеспечит новую волну несчастных случаев.

В среду стали известны новые цифровые данные впечатляющего роста немецкой велосипедной отрасли. Ее оборот вкупе с аксессуарами и запчастями, с поправкой на инфляцию, вырос на 11,9%. "Это самый большой взлет с 1995 года, начала статистического учета", - сообщило в среду статуправление.

Этому способствует и рост спроса на "электроколеса": в прошлом году в страну было импортировано 888 тысяч электровелосипедов одной только номинальной мощностью до 250 ватт, что означает рост на 32,3%.

Что же представляет наибольшую опасность для велосипедистов:

Легковые автомобили
Большинство ДТП с участием велосипедистов и автомобилей, по данным исследователя Зигфрида Брокмана, происходит на перекрестках и поворотах. Здесь едущие прямо велосипедисты сталкиваются с поворачивающими автомобилями. "Идеальным решением было бы разделение транспортных потоков, например, с помощью светофоров", - говорит руководитель берлинского института по изучению страховых случаев ДТП. "Всякий раз, когда у велосипедистов зеленый свет, машины должны ждать, и наоборот".

Грузовики
Раз за разом велосипедисты оказываются вне поля зрения поворачивающих грузовых машин. Федеральный министр транспорта (партия ХСС) Андреас Шойер хочет внедрить оснащение автомобилей поворотным ассистентом, техническим устройством, засекающим находящихся в мертвой зоне водителя велосипедистов или пешеходов, предупреждая их об опасности звуковым или световым сигналом. Он выступает за обязательное оснащение такими системами всех новых машин начиная с 2020 года. Кроме того, предусматривается программа стимулирования установки такого дооборудования.

По оценкам Всенемецкого клуба велосипедистов (ВКВ) менее 5% автомобилей оснащены такой системой, стоящей около 1500 евро. Впрочем, по мнению Брокмана, ДТП с участием грузовиков "составляют лишь незначительную часть общей проблемы аварий с участием велосипедистов". В 2017 году в таких авариях погибли 77 велосипедистов, из них около 30 при повороте машин направо.

Инфраструктура

Сверхширокие дорожки, защищенные столбиками, должны сделать более безопасным вождение велосипедов в мегаполисах вроде Берлина. Но такие единичные проекты не решают проблему в целом, говорит Брокман. С точки зрения ВКВ, самой большой проблемой по части безопасности является "плохая и совершенно недостаточная инфраструктура велосипедного движения".

"Изношенные и плохо видимые поребрики велодорожек то и дело сменяются заставленными припаркованными автомобилями велодорожками, зачастую слишком узкими, ведущими в никуда или к ближайшей стройке. Это деморализует и опасно само по себе", - жалуется пресс-секретарь Штефани Кроне.

Электропедальные велосипеды/педэлексы
Их облюбовывает все большее количество велосипедистов. Они дают новую степень мобильности в первую очередь людям старших возрастов, которые на обычных велосипедах столкнулись бы с неодолимой преградой одышки или боли в суставе. "Это совершенно новая группа "тех, кому за 75", с которой мы раньше не сталкивались", - говорит Брокман. Обратная сторона состоит в том, что "управление велосипедом, двигающимся с куда большей скоростью, чем традиционная конструкция, часто выходит из-под контроля".

Статистика свидетельствует, что больше всего несчастных случаев происходит как раз с водителями педэлексов. "Решение заключается в том, чтобы увязывать скорость двухколесника с силой, которую велосипедист может произвести своей мускульной силой", - говорит эксперт.

Велосипедисты
Неосмотрительный обгон или несоблюдение дистанции: также и велосипедисты представляют опасность для себе подобных. По мнению Брокмана, здесь налицо высокая латентность таких происшествий. "В процессе регистрации полицией одного ДТП произошли еще три аварии с участием велосипедистов, в ходе которых их участники попали в больницу с серьезными травмами", - свидетельствует эксперт. Зачастую полиция не вызывается, потому что не наступает страховой случай.

Штефани Кроне из ВКВ советует ездить осмотрительно, не использовать велодорожки для встречного движения и включать в темноте свет. Помочь могут и шлемы, министр Шойер в настоящее время ведет оспариваемую рекламную компанию. Из молодых велосипедистов лишь 8% используют их.

Электросамокаты
Федеральный министр транспорта Андреас Шойер хочет разрешить езду на электрических самокатах. Возможно, что уже в начале года они будут рассматриваться с правовой точки зрения как велосипеды. При их максимальной скорости в 20 км/ч они должны будут перемещаться по велосипедным дорожкам, а в их отсутствие могут использовать и проезжую часть. С точки зрения Брокмана это дополнительный фактор риска.

"Водитель электросамоката ведет себя иначе, чем велосипедист, но перемещается с такой же скоростью. Эти транспортные средства очень трудно совместимы друг с другом", - говорит Брокман. Например, самокатчики, в отличие от велосипедистов, скорее будут объезжать выбоины, чем ехать прямо по ним.

Неизменные наиболее опасные места
Многие "горячие точки" аварийности, по словам Брокмана, хорошо известны, но не решаемы. "Во многих городах комиссии по расследованию несчастных случаев не занимаются их изучением с целью переустройства проблемных мест. Зачастую для этого не предоставляются необходимые деньги", - критикует эксперт.

Берлинские исследователи хотят сделать видимыми опасные места с помощью велосипедистов и приложения "SimRa", позволяющего установить, когда велосипедисты резко тормозят, ускоряются или в последний момент избегают опасности, то есть есть возможность регистрировать едва не случившиеся несчастные случаи.


От переводчика.
Наши велосипедисты не знают, что такое велодорожки. Точнее, для них таковыми являются по умолчанию тротуары. С одной стороны, это здорово раздражает меня как пешехода. С другой стороны, понимаю, что сам я в городе и не сунулся бы на байке на проезжую часть. Довелось как-то на купленном с рук велосипеде ехать с работы домой в поселок, километров пять всего, и хоть и большей частью окольными тропами, впечатления весьма способствовали усилению пульса. И здесь налицо вилка. С одной стороны прогресс рождает все новые возможности бюджетного передвижения, с другой стороны человек человеку остается волк, водитель грузовика и гаишник.