Кочевники, благоухающие "Кензо"



Конспект статьи Кургиняна в номере 322 газеты "Суть времени"

1. Были очень крупные и очень отличающиеся друг от друга сообщества - оседлые и кочевые народы.

2. Жак Аттали - серый кардинал Франции при Миттеране, опекавший Макрона, утверждает, что глобализация порождает новую кочевую элиту, которая будет лишена каких-либо национальных корней.

3. После капитализма с его проектом Модерн, компонентами коего являются нации, национальные суверенитеты, гуманизм, прогресс, устойчивая этика, полноценная частная собственность, наступает время посткапитализма, который (для Кургиняна) хуже капитализма, потому что исчезают все перечисленные компоненты Модерна.

4. Такой антикапитализм Аттали вовсе не означает социализм.

5. Маркс оказался не прав, утверждая, что после капитализма, который есть последнее самое последнее и темное зло, царство предельной духовной смерти, грянет мировая гроза, и наступит самое прекрасное - коммунизм. Капитализм действительно кончается как проект Модерн, а вот коммунизм не наступает. Оказывается, что есть вещи еще хуже капитализма - царство Золотого тельца или Железной пяты.

6. Никакого рая новое кочевничество глобализации не несет. Социальное расслоение может приобрести еще более бесчеловечный характер. Ни семьи, ни дома, ни родины.

7. Люди вроде Аттали, апеллируя к древним феноменам вроде кочевничества, и пропагандируют определенную зловещую футурологию, и осуществляют ее на практике.

7. Как соотносились в древности кочевье и цивилизация? Мера их контрастности огромна.

8. В современном Казахстане раздаются голоса влиятельных людей о том, что казахская нация не сформируется без вторичной юртизации казахского населения.

9. Аграрная цивилизация носит такой же оседлый характер, как индустриальная. Кочевье нечто совсем другое, чем оседлость.

10. Древний человек создает древние города, и начинает бороться с последствиями скученности. Для кочевника такой проблемы нет. Справил нужду - уехал. Похоронил мертвеца - уехал. Истоптал пастбище - уехал.

11. Основа рациона агрария - зерно, фрукты, овощи, мясо, молочка. Для кочевника - только белковая продукция, что влияет на физиологию и психологию.

12. Оседлый житель строит дом один раз, и потом передает его по наследству. А юрта - она и есть юрта.

13. Кочевник по определению конник, аграрий может обрабатывать землю и ручным способом, и на другой скотине.

14. Культ скачущей лошади кочевника связан с культом неба, культом преимущественно шаманским.

15. В своих перемещениях кочевники сталкиваются с оседлыми народами. Постоянная статья доходов - грабеж оседлого населения.

16. Оседлые цивилизации, тесня кочевников, создают государства и армии. Зачастую уступая качеством оружия (бронза против железа) они используют преимущества, даваемые более высокой военной организацией.

17. Конница древнего мира - как бронетанковые войска для современного. Цивилизациям приходилось выделять на конницу часть ресурсов. Кочевой же народ весь состоит из всадников.

18. Отношения между мужчиной и женщиной резко отличны в оседлых и кочевых обществах. Женщины-кочевники свободнее и ближе к военному мастерству, к которому оседлых подпускают очень редко. А это сильно влияет на менталитет, культуру, религию.

19. Кочевники империи Чингисхана поступили с Русью как с обычными оседлыми цивилизациями. Они начали ее регулярно грабить, взимая дань. Но не поселились в ней, как монголы в Китае, а наезжали. Это породило особое соотношение кочевого и оседлого слагаемого русской цивилизации.

20. Русская цивилизация никогда до конца не стала оседлой, и при этом была далека от кочевья. Малая плотность населения, большие расстояния, тяготение к странничеству - все это наложило отпечаток на русскую культуру и русский менталитет.

21. Кочевник по своей сути существо достаточно глубоко антибуржуазное.

22. Конные армии Буденного, тачанки, все это не чуждо кочевого архетипа.