Слишком трудно: берлинские школьники протестуют против выпускного экзамена по математике

Именно под таким заголовком была опубликована статья на сайте газеты "Берлинер моргенпост".
Сейчас заголовок новый, и в нем явно смещены акценты:

"Выпускной экзамен по математике: критика и со стороны союза педагогов"

Теперь к содержанию, оно не подвергалось репрессиям рецензиям, но кое-чего добавилось, поэтому исходный текст - черным, поправка на ветер - красным.


Фотка, кстати, тоже изначально было другая

https://www.morgenpost.de/berlin/article217100455/Mathe-Abitur-Selbst-Mathe-Lehrer-brauchte-15-Stunden-fuer-die-Aufgaben.html

Берлин. В словах выпускницы Гины отчетливо читается чувство фрустрации. В пятница она вместе с тысячами берлинских школьников сдала экзамен по математике, и, по собственным ощущениям, справилась с ним не лучшим образом. "Экзамен был слишком обширным, тема за темой, задача за задачей. И отпущенных четырех часов для меня оказалось слишком мало", - написала она на сайте интернет-петиций Change.org.

Гина одна из более чем тысячи школьников и школьниц, подписавших петицию "Повысить в Берлине оценки выпускного экзамена по математике". "Несмотря на длительную подготовку многие учащиеся не смогли решить задачи", - говорится в обращении. И здесь берлинские школьники не одиноки.

Во многих землях Германии абитуриенты протестуют против слишком сложных по их мнению выпускных экзаменов. Только в Баварии к полудню понедельника аналогичную берлинской петицию подписали 60 тысяч человек. И в Нижней Саксонии, Бремене, Гамбурге и Саарланде, в Мекленбурге-Передней Померании, Тюрингии и Саксонии-Ангальт выпускники жалуются на задания математического экзамена. Как и берлинцы, они требуют корректировки оценок через снижение шкалы перевода баллов.

На запрос "Берлинер моргенпост" пресс-секретарь сенатского управления по образованию Торстен Меттер заявил, что экзаменационные задания по сравнению с прошлым годом действительно стали обширнее, но все отдельные задачи сопоставимы. Критические отклики на задания раздаются каждый год. Впрочем, раньше больше жаловались на то, что экзамены в Берлине становятся все легче.

Досада школьников на экзамены и в прошлом году вылилась в онлайн-петицию. Впрочем, тогда жаловались на то, что они оказались слишком абстрактны и оторваны от действительности. Плюс были вопросы по темам, которые не проходили. В 2018 году петицию подписали 3000 человек, по данным управления образования школы при подготовке к экзаменам при разработке тем уделили внимание соотнесению их с реальной жизнью.

Петицию этого года управление образования вообще не рассматривает как повод делать "немедленные выводы". "Разумеется, все те, кому положено, отслеживают разворачивающуюся дискуссию, и оценивают поднимаемые в ней вопросы", - сказал пресс-секретарь управления образования.

Ханно Рютер, заместитель председателя земельного профсоюза работников образования и воспитания, полагает, что ученики предъявляют слишком высокие притязания к своим оценкам. К тому же та часть экзамена по математике, где школьник должен сделать собственные трактовки пройденного материала, предусматривает наличие незаурядного интеллекта. "Не все школьники соответствуют этим предпосылкам", - сказал Рютер.

Председатель земельного профсоюза работников воспитания и науки Том Эрдман скептически относится к жалобам школьников. "Математика не стала сложнее, сложнее стало ее постигать". От абитуриентов не требуют чего-то экстраординарного, полагая, что они могут понимать и решать сложные задачи.

В директивах управления сената в части экзаменов говорится, что он должен иметь разделы с задачами различной сложности, которые точно прописаны стандартами образования Постоянной конференции министров образования и культуры земель Германии.

Во вторник профсоюз учителей потребовал проверку в тех землях, где много учеников жалуются, что задачи им не по силам, и в случае необходимости повысить оценки. Соответствующие министры должны встретиться с учениками, сказала Илька Хофман, отвечающая в руководстве профсоюза за работу школ, редакции ассоциации "Германия". "Может быть дело в конструкции задач, например, некоторые из них невозможно решить, если не справился с предыдущей. Если допущены ошибки в составлении задач, это урок на будущее".

Она подчеркнула: "В случае многочисленных жалоб предметная комиссия должна еще раз заняться задачами. Если они действительно слишком трудные, то есть только одно честное решение: оценки должны стать более великодушными". Министры образования Баварии, Нижней Саксонии и Бремена объявили о перепроверке экзаменов. В Тюрингии министерство образования ожидает, какими будут среднестатистические оценки и отчеты от учителей-предметников.

Бранденбургский союз педагогов считает нынешние протесты против экзамена по математике обоснованными. "Экзамен был слишком обширным, слишком далеким от того, что давалось на уроках, а в некоторых местах и некорректно сформулированным", - заявил во вторник агентству Дойче прессе агентур президент союза Хартмут Штекер, учитель математики по образованию и второй корректор экзаменов.

Он сам прошел экзаменационные задания, потратив на них 15 часов, в то время как школьники имеют в распоряжении лишь пять, продолжил Штекер. Большая часть их и не могла справиться с экзаменом. Впрочем, по мнению Штекера, экзамены должны продолжаться. Перепроверки прошлых лет также ни к чему не привели.

По данным министерства образования 3 мая на письменный экзамен по математике записались около 5700 школьников и школьниц Бранденбурга.


Почти во всех землях федерации выпускные экзамены проходят одновременно. В Берлине и Бранденбурге существует совместная комиссия, разрабатывающая проекты задач. Далее они многократно проверяются, комментируются и одобряются рабочей группой министерства. С 2017 года на каждом экзамене применяются и задачи из единого для всех земель пула.

Хотя число подписей под петицией растет, не все школьники критикуют постановку задач. Представитель земельного совета школьников Лукас Валле Тиле подтвердил, правда, что выпускной экзамен оказался сложнее, чем тренировочный. Но при хорошей подготовке он вполне по силам. Валле Тиле, в пятницу тоже сдававший экзамен по математике, призвал своих одноклассников проявить больше выдержки: "Важно для начала узнать результаты экзаменов".

Руководство школ Гамбурга в свете возможно трудных выпускных экзаменов по математике попросило учителей поделиться своими мнениями. "Мы надеемся прояснить ситуацию до конца недели", - заявил гамбургский сенатор по школьным вопросам Тис Рабе (партия СДПГ).


P.S. от переводчика.
Вообще-то, недавно был опубликован отчет об анкетировании молодых людей в возрасте 16-26 лет из 10 стран Евросоюза и Норвегии на тему, что они считают проблемами в своей жизни. И немцы как раз высказались в том духе, что федеральное правительство не шибко чешется по поводу цифровизации страны. Так что с учетом такой позиции не им плакаться, что задачи по математике вдруг оказались слишком сложными. Надо самим брать барьер сложности. Или они думают, что за них все решат индусы-программисты и зловещие хакеры из России?