Героем можешь ты не быть, но толерантным (к геям и цыганам) быть обязан


Всю свою жизнь психолог Филип Зимбардо исследовал зло в человеке, и тем самым открыл формулу добра. Теперь он хочет научить этому всех.

https://www.zeit.de/zeit-wissen/2019/03/psychologie-helden-gut-boese-philip-zimbardo

Филипу Зимбардо требуется два часа на то, чтобы от пропасти человечества перейти к ее светочам, от нацистов до Нельсона Манделы. Обычно ему на это требуется вдвое меньше времени, но в этот день на трибуне еще переводчик на венгерский язык. Поневоле задаешься вопросом, каково Зимбардо все это выдержать. Впалые щеки, ходьба с палочкой, лекцию ведет сидя. Ему 85 лет, и он выглядит на все свои годы.

Но вскоре становится ясно, что к концу вымотается не Филип Зимбардо, а переводчик. Зимбардо просит не фотографировать во время лекций, для этого будет достаточно времени по окончании. Затем он проигрывает пару тактов из Сантаны, качаясь в такт корпусом. "Тебе нужно поменять путь к злу, детка. Каждое слово, что я говорю, правда". По его словам, он всегда сопровождает музыкой лекции в университете Стэнфорда.

Добро пожаловать в Köfém Klubház, культурный центр в промышленной части Секешфехервара, города в часе езды от Будапешта. В зале около 250 человек, в первую очередь дети школьного возраста, но есть и представители соседнего алюминиевого завода. Для некоторых Зимбардо слишком труден, его жесткий диск полон материалов о жестокости. У этого человека миссия, которую не может ограничить спинальный стеноз позвоночника. Если коротко, то его послание таково: ты рождаешься ни героем, ни злодеем. Ты им становишься: благодаря ситуации, другим, системе.

Есть банальность зла, воплощенная в бюрократе от СС Адольфе Эйхмане, организовавшем во времена нацизма убийство миллионов евреев. Для Филипа Зимбардо существует и банальность добра: ты можешь научиться, как поступать правильно в щекотливых ситуациях. Речь идет не о Супермене или Чудо-женщине, а о героях повседневности. Он говорит: "Каждый из вас может быть героем. Герои вызывают в обществе эффект домино, увеличивая добро в мире". Во всяком случае, таков план.

Филип Зимбардо прославился так называемым "Стэнфордским тюремным экспериментом": в 1971 году в подвале института психологии он построил тюрьму, и случайным образом поделил 24 студента на узников и надсмотрщиков. Сам он играл роль директора тюрьмы. За считанные дни надсмотрщики превратились в садистов. Они заковывали строптивых узников в цепи, заставляли делать отжимания, сокращали продовольственный рацион. Надевали им на головы бумажные пакеты и заставляли идти в туалет гусиным шагом. Четверо студентов испытали нервный срыв.

Эксперимент должен был продлиться две недели. Зимбардо прервал его через пять дней (подкаблучник, но об этом в самом конце - прим. пер.). Для его научной карьеры это, впрочем, не стало отрицательным моментом, наоборот. С того времени он стал экспертом по злу, и четыре десятилетия исследовал его в качестве профессора социальной психологии университета Стэнфорда.

И вот этот человек по приглашению фонда алюминиевого концерна "Арконик" прибыл в Секешфехервар, в родной город Виктора Орбана. Дети в лекционном зале должны привести Венгрию в место получше, и Зимбардо объясняет им, как это будет. И это тоже эксперимент. Возможно, его последний.

Речь о том, чтобы посредством знаний социальной психологии сделать подростков отзывчивыми и чуткими людьми. Людьми, выступающими против расизма, антисемитизма, травли (вот таков джентльменский набор чуткого и отзывчивого человека - прим. пер.). Для этого Зимбардо разработал тренинг, который вот уже пару лет распространяет по всему миру. "Проект воображения героем" - так называется программа. Ее филиалы есть в Польше и Иране, в Великобритании и на Сицилии, где есть корни его семьи. Скоро она стартует в Австрии, в Германии его идеи продвигает Союз "Герои".

Продолжение следует.

P.S. от переводчика.
В советские времена я воспитывался на идеях интернационализма, для меня в слове "негр" не было ничего крамольного, я учился с ними в Орловском техникуме. Но когда начинают в качестве нормы продвигать "афроамериканцев", мне хочется употреблять исключительно термины "ниггер" и "черножопая обезьяна".

То же самое и с антисемитизмом. Вот вроде бы должно быть по фиг, но меня так и толкают к тому, чтобы по поводу и без говорить теперь либо "жиды", либо "жидяры".