Под перекрестным огнем: претендент на "Оскара" - фильм "Американский снайпер"




Фото: Warner Bros.
В христианском крестовом походе? Брэдли Купер в роли снайпера Криса Кайла


http://www.spiegel.de/kultur/kino/american-sniper-von-clint-eastwood-scharfschuetze-im-kreuzfeuer-a-1014097.html


"Американский снайпер" расколол Америку. Фильм представил американского снайпера Криса Кайла героическим убийцей, вышедшим в свой крестовый поход, и развязал новую культурную войну.

"Твое решение", - прохрипел сквозь помехи голос в рации. Снайпер смотрит в перископ (так в тексте - svonb). В перекрестье прицела мальчик, бегущий к конвою американских войск. Что у него в руке? Граната? Снайпер делает глубокий вдох. Нажать на спуск и убить ребенка? Или не стрелять, и подвергнуть риску жизни своих товарищей?

Так начинается американский кинохит режисссера Клинта Иствуда "Американский снайпер". Он рассказывает историю легендарного снайпера из подразделения "Морские котики" Криса Кайла (играет Брэдли Купер), который в 2013 году сам был застрелен другим ветераном военных действий. Вступительная сцена, заостренный моментальный снимок из реальности Ирака (продолжительностью в две минуты), задает главный моральный вопрос фильма, войны и жизни Кайла: действительно ли профессиональный убийца является героем?

Америка любит этот фильм, базирующийся на одноименной автобиографии Кайла. Фильм, номинирующийся на "Оскара" в шести категориях, с рекордными кассовыми сборами, в первую очередь благодаря фанам на Юге и среднем Западе страны, где цветет чувство патриотизма: "Снайпер" дарует им луч света в одной из мрачнейших глав истории США.

И одновременно "Снайпер" стал одним из самых противоречивых фильмов Голливуда за последние годы. Он расколол страну. Он прославляет кровопролитие. Он цементирует предрассудки. Он смешивает истину и ложь в беззастенчивую драматургию, которая прославляет миф об американской исключительности, и одновременно разносит его в клочья.


"Кандидат на "Оскара" от воина культуры

И вот уже вебсайт газеты "Дейли бист" маркирует кинопродукт, который пройдет на экранах Германии с 26 февраля, как "культурный феномен". "Кандидат на "Оскара" от воина культуры", - пишет колумнист "Блумберга" Дэйв Вайгель.

"Снайперы - никакие не герои", - написал в Твиттере режиссер и сценарист Майкл Мур, дедушка которого был убит снайпером во Второй Мировой войне. Фильм напомнил ему нацистскую пропаганду, вторит актер Сет Роген, фильм с участием которого - кинохлам "Интервью" на северо-корейскую тематику, сам неделями поставлял заголовки на первые страницы.

На защиту "Снайпера" встали те, от кого этого и ждали - от Ньюта Гингрича до Сары Пэйлин, которые дружили с Кайлом: "Голливудские левые плюют на гроб борца за свободу". Впрочем, и ВИП-пацифистка Джейн Фонда считает "Снайпера" достойным продолжением ее собственного антивоенного фильма "Возвращение домой" 1978 года. От фильма прослезился даже вице-президент Джо Байден.

Провоенный фильм? Антивоенный фильм? Примечательно, что "Снайпер" дает доказательства для обоих толкований. Он рассказывает "правдивую историю", но так правдиво, как она укладывается в патриотический сценарий. В гораздо большей степени "Снайпер" является фантазийной версией той фантазийной версии реальности, которая достаточно печальна и без этой двойной фильтрации.


Снайпер как бестселлер

Благодаря своим 160 задокументированных "убийствам" Кайл является самым результативным снайпером в истории вооруженных сил США. "Я сожалею лишь о том, что не убил еще больше врагов", - хвастался он в своей автобиографии, вышедшей в 2012 году.

Книга стала бестселлером, а сам Кайл звездой. 1,6 миллиона проданных экземпляров, телевизионная документальная "мыльная опера", бронзовые статуи в провинции. И мало кого задевает, что книга полна клише, а сюжет напоминает один в один справедливых убийц и "бестий", которые все без исключения заслужили собственную смерть.

Так же мало кого волнует, что Кайл просто выдумал некоторые эпизоды. Как, например, двое автоугонщиков, которых он хотел прикончить в Техасе. Или 30 мародеров в Новом Орлеане, пристреленных им на какой-то крыше после урагана "Катрина". "Американский лжец", - возмущается журнал "Слейт". Но самая наглая ложь состоит в утверждении, что Кайл победил нокаутом в забегаловке бывшего "морского котика", бывшего рестлера и бывшего губернатора Джесси Вентуру за оскорбительные высказывания в адрес действующей армии. Суд присудил в пользу Вентуры почти 1,9 миллиона долларов в качестве возмещения ущерба. Издательству "ХарперКоллинз" грозит еще один, более дорогостоящий процесс.

Иствуд нарисовал портрет Кайла как измученного персонажа, чем только превознес того до уровня героя Голливуда. Его бессмысленная смерть также не выпячивается, о ней кинопублика узнает из заставки перед заключительными титрами. Таким образом консерваторы получают подтверждение своей непритязательной картины мира и могут подкрепить свои фантазии. Даже Мур и Роген умерили накал критики после смерти Кайла. «Мне понравился фильм «Американский снайпер»», - недвусмысленно заявил Роген.

11 февраля начинается судебный процесс по делу Эдди Рута, убийцы другого убийцы, Кайла. Его адвокат Уоррен Джон боится, что и в стенах суда киноверсия окажется сильнее реальности. «Может ли этот процесс быть честным»? – задался он вопросом на страницах «Голливудского репортера».

Честным, может быть, и нет. Но уж в любом случае он будет достоен попасть на киноэкран.



Фото: Warner Bros.
Одни называют его героем, другие убийцей: Крис со своей женой Тайей Ренае (Сиенна Миллер)


Фото: Warner Bros.
С чувством гордости за свой список убитых: Крис во время боевых действий в Ираке


Фото: Warner Bros.
Клише на клише и клише погоняет: Мико Хамада, "Мясник"


Фото: Warner Bros.
С визитом к другу в больницу: Кайл и Биглс (Джейк Макдорман)


Фото: Warner Bros.
Короткая передышка между перестрелками: Крис Кайл в боевом облачении


Фото: Warner Bros.
Даже в экстремальной ситуации он не подвержен сомнению в себе: Крис Кайл на передовой


Фото: Warner Bros.
Озабоченная жена Тайя пытается помочь своему мужу.


Подобные фильмы формируют в сознании жителей США, что так оно и есть на самом деле.